Воскресенье, 05.05.2024, 19:04Главная | Регистрация | Вход

Категории раздела

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 18

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Проект Булгаков

Реховская Ольга Михайловна,

 учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ № 60», г. Улан-Удэ

Кочмарева Оксана Александровна,  

учитель информатики

МАОУ «СОШ № 60», г. Улан-Удэ

Проектная деятельность

учащихся  на уроках литературы и информатики

как способ формирования метапредметных УУД (из опыта работы)

 

XXI  век – время  быстрых перемен во всех областях жизнедеятельности человека, в том числе изменение  нравственно-смысловых ценностных ориентиров. Как найти в этом мире место молодому человеку? Современному обществу нужны люди, способные самостоятельно находить и перерабатывать нужную информацию, пропускать её через собственные мировоззренческие, научные, эстетические и моральные взгляды. Всё больше выпускников школ понимают, насколько им нужны практические и интеллектуальные умения для самоутверждения и самореализации.  А это в свою очередь от школы требует широкого внедрения в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием и реализации проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников, ведь то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

В своей педагогической практике мы активно используем преимущества проектной деятельности как основы для формирования ключевых компетенций учащихся. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию мы понимаем способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. В этом плане  работа над проектами, в том числе и  интегрированными, как нельзя лучше решает поставленные задачи. Так, в 2015-2016 учебном году учащиеся 11 класса приняли участие в реализации учебного проекта «Фантастическая симфония М. А. Булгакова», целью которого было  изучение жизни и творчества М. А. Булгакова посредством информационных технологий.

Художественный мир, жизнь именного писателя вызывает неподдельный интерес у учащихся 11 класса, усилить восприятие позволяет наличие широких художественных и музыкальных ассоциаций, огромный иллюстративный материал. В данном проекте изучение художественной и критической литературы является для учеников отправной точкой на пути к постижению мира писателя, возможности же Интернет-ресурсов, различные электронные издания позволяют создать целостную картину жизни и творчества М. А. Булгакова в контексте всемирного искусства.

Проект реализовывался в 6 этапов.

Подготовительный.  Учитель литературы помогает определить объект, предмет исследования. Учитель информатики направляет на использование определенных Интернет-ресурсов по данной теме.

К ключевым компетентностям относятся: Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. Личностная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Деятельность ученика (литература)

Деятельность ученика (информатика)

Метапредметные результаты, УУД

Осознание темы, целей проекта.

Определение объекта исследования:

Жизнь и творчество М. А. Булгакова.

Предмет исследования:

Факты из жизни писателя, примеры из художественных текстов, содержащих указание на музыкальный фон, сопровождение

Постановка задач:

Изучить биографию М. Булгакова, выявить  любимые музыкальные композиции.

Подобрать примеры из повестей «Собачье сердце», «Роковое сердце», романов «Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита»

Подобрать иллюстративный материал к жизни и творчеству писателя

Оформить собранный материал в форме реферата и презентации

Осознание темы, целей проекта.

Определение объекта исследования:

Жизнь и творчество М. А. Булгакова.

Постановка задач:

Найти информацию по данной теме, используя поисковые системы Интернет.

Выбрать и отсканировать материал с бумажных носителей.

Использовать текстовый редактор Word и PowerPoint для  оформления собранного материала в форме реферата и презентации

 

Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

            Проектировочный. На данном этапе были сформированы три группы, исходя из интересов и возможностей учащихся: исследователи, литераторы, искусствоведы.  В ходе совместной деятельности учителей и учащихся были продуманы и  распределены задания в группах, подобран список критической литературы, оказана помощь в поиске, сборе и обработке информации по данной теме с использованием компьютерных технологий.

Деятельность ученика (литература)

Деятельность ученика (информатика)

Метапредметные результаты, УУД

Построение плана деятельности.

Продумывание хода деятельности, распределение заданий:

 1 группа – исследователи:

Изучение биографии писателя

  • Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. – М.: Просвещение, 2011
  • Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова.- М.: Книга, 2008

2 группа – литераторы:

Подбор отрывков из художественных текстов

3 группа – искусствоведы:

Подбор иллюстративного материала

 Построение плана деятельности.

Продумывание хода деятельности, распределение заданий:

1 группа – исследователи:

Поиск биографии писателя: http://www.bulgakov.ru

http://www.dombulgakova.ru

http://bulgakov-kiev.tripod.com/foto.html

Использование поисковых систем Интернет.

Сканирование материала с бумажных носителей.

2 группа – литераторы:

Сканирование отрывков из художественных текстов

3 группа – искусствоведы:

сканирование   иллюстративного материала, его обработка с помощью графических средств обработки изображений, поиск и сохранение ссылок на Интернет-ресурсы.

Регулятивные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

 

Практический. Определяется работа по группам. Первая группа – исследователи. Изучают творчество М.А. Булгакова по предложенной учителями критической литературе, по ссылкам Интернет-ресурсов и электронным учебникам. Для этой группы главное в этой работе - подобрать примеры из критической литературы, указывающей на художественные и музыкальные параллели.

Вторая группа – литераторы. Задание этой группы заключается в подборе отрывков их художественных текстов писателя, содержащих литературные реминисценции, упоминание имен композиторов, музыкальных инструментов и произведений.

Далее собранный материал нужно отсканировать, сформатировать и скомпоновать, представить в виде сообщения, оформив его в текстовом редакторе WORD.

Третья группа – искусствоведы. Учащиеся группы должны сделать подборку иллюстративного материала жизни и творчества Булгакова, композиторов, произведения которых упоминаются в книгах писателя.  Наиболее сложным является подборка музыкального материала, передача, обработка информации и использование навыков работы с программным обеспечением компьютера.

Результатом работы на данном этапе должно стать реферативное изложение материала и создание презентации.

Роль учителей заключается в проведении консультаций и в осуществлении контроля.

Деятельность ученика (литература)

Деятельность ученика (информатика)

Метапредметные результаты, УУД

Сбор и обработка данных.

Интерпретация результатов.

Реферативное представление результатов.

  1. Передача, обработка, хранение информации. Использование навыков работы с программным обеспечением компьютера.
  2. Соблюдение структуры и технических требований к оформлению реферата.
  3.  

 Познавательные УУД: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Аналитический. Учителя осуществляют подготовку и организацию круглого стола с целью рефлексии, анализа достигнутых результатов.

Учащиеся проводят сравнение планируемых и реальных результатов: анализируется художественное и техническое оформление проекта.

Деятельность ученика (литература)

Деятельность ученика (информатика)

Метапредметные результаты, УУД

Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы

Мультимедийное оформление, редактирование и форматирование документов.

Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

Познавательные УУД: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

 Контрольно-коррекционный. В ходе индивидуальных бесед и групповых консультаций происходит рефлексия, осуществляется поиск способов коррекции ошибок.

Деятельность ученика (литература)

Деятельность ученика (информатика)

Метапредметные результаты, УУД

Поиск способов коррекции ошибок.

Коррекционная работа с информацией на компьютере, создание презентации.

Регулятивные УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Заключительный. Организация защиты проекта.

Деятельность ученика (литература)

Деятельность ученика (информатика)

Метапредметные результаты, УУД

Защита презентаций, выступления с рефератами, написание сочинения.

Защита презентации.

Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Мы можем с уверенностью сказать, что не существует сколько-нибудь достоверных тестов на проверку уровня разных способности учащихся,  кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. Опыт показывает, что занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся следующему:

  • самостоятельно размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки;
  • делать обоснованные выводы;
  • принимать самостоятельные аргументированные решения;
  • работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Итак, организация проектной деятельности на уроках литературы и информатики  способствует развитию и формированию многих метапредметных  универсальных предметных действий.

 

  1. Веденеева Т. Е., Воинова М. И. Организационная форма презентации результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся. – «Дидакт», 2003, № 6. – с. 53-58.
  2. Востокова Е. В. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения. – «Интеграция образования», 2004, № 2. – с. 77-86.
  3. Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений. М.: Центр "Школьная книга", 2006
Категория: Мои статьи | Добавил: koaha (05.12.2019)
Просмотров: 239 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz