Реховская Ольга Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 60», г. Улан-Удэ
Кочмарева Оксана Александровна,
учитель информатики
МАОУ «СОШ № 60», г. Улан-Удэ
Проектная деятельность
учащихся на уроках литературы и информатики
как способ формирования метапредметных УУД (из опыта работы)
XXI век – время быстрых перемен во всех областях жизнедеятельности человека, в том числе изменение нравственно-смысловых ценностных ориентиров. Как найти в этом мире место молодому человеку? Современному обществу нужны люди, способные самостоятельно находить и перерабатывать нужную информацию, пропускать её через собственные мировоззренческие, научные, эстетические и моральные взгляды. Всё больше выпускников школ понимают, насколько им нужны практические и интеллектуальные умения для самоутверждения и самореализации. А это в свою очередь от школы требует широкого внедрения в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием и реализации проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников, ведь то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
В своей педагогической практике мы активно используем преимущества проектной деятельности как основы для формирования ключевых компетенций учащихся. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию мы понимаем способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. В этом плане работа над проектами, в том числе и интегрированными, как нельзя лучше решает поставленные задачи. Так, в 2015-2016 учебном году учащиеся 11 класса приняли участие в реализации учебного проекта «Фантастическая симфония М. А. Булгакова», целью которого было изучение жизни и творчества М. А. Булгакова посредством информационных технологий.
Художественный мир, жизнь именного писателя вызывает неподдельный интерес у учащихся 11 класса, усилить восприятие позволяет наличие широких художественных и музыкальных ассоциаций, огромный иллюстративный материал. В данном проекте изучение художественной и критической литературы является для учеников отправной точкой на пути к постижению мира писателя, возможности же Интернет-ресурсов, различные электронные издания позволяют создать целостную картину жизни и творчества М. А. Булгакова в контексте всемирного искусства.
Проект реализовывался в 6 этапов.
Подготовительный. Учитель литературы помогает определить объект, предмет исследования. Учитель информатики направляет на использование определенных Интернет-ресурсов по данной теме.
К ключевым компетентностям относятся: Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. Личностная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
Деятельность ученика (литература)
|
Деятельность ученика (информатика)
|
Метапредметные результаты, УУД
|
Осознание темы, целей проекта.
Определение объекта исследования:
Жизнь и творчество М. А. Булгакова.
Предмет исследования:
Факты из жизни писателя, примеры из художественных текстов, содержащих указание на музыкальный фон, сопровождение
Постановка задач:
Изучить биографию М. Булгакова, выявить любимые музыкальные композиции.
Подобрать примеры из повестей «Собачье сердце», «Роковое сердце», романов «Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита»
Подобрать иллюстративный материал к жизни и творчеству писателя
Оформить собранный материал в форме реферата и презентации
|
Осознание темы, целей проекта.
Определение объекта исследования:
Жизнь и творчество М. А. Булгакова.
Постановка задач:
Найти информацию по данной теме, используя поисковые системы Интернет.
Выбрать и отсканировать материал с бумажных носителей.
Использовать текстовый редактор Word и PowerPoint для оформления собранного материала в форме реферата и презентации
|
Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
|
Проектировочный. На данном этапе были сформированы три группы, исходя из интересов и возможностей учащихся: исследователи, литераторы, искусствоведы. В ходе совместной деятельности учителей и учащихся были продуманы и распределены задания в группах, подобран список критической литературы, оказана помощь в поиске, сборе и обработке информации по данной теме с использованием компьютерных технологий.
Деятельность ученика (литература)
|
Деятельность ученика (информатика)
|
Метапредметные результаты, УУД
|
Построение плана деятельности.
Продумывание хода деятельности, распределение заданий:
1 группа – исследователи:
Изучение биографии писателя
- Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. – М.: Просвещение, 2011
- Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова.- М.: Книга, 2008
2 группа – литераторы:
Подбор отрывков из художественных текстов
3 группа – искусствоведы:
Подбор иллюстративного материала
|
Построение плана деятельности.
Продумывание хода деятельности, распределение заданий:
1 группа – исследователи:
Поиск биографии писателя: http://www.bulgakov.ru
http://www.dombulgakova.ru
http://bulgakov-kiev.tripod.com/foto.html
Использование поисковых систем Интернет.
Сканирование материала с бумажных носителей.
2 группа – литераторы:
Сканирование отрывков из художественных текстов
3 группа – искусствоведы:
сканирование иллюстративного материала, его обработка с помощью графических средств обработки изображений, поиск и сохранение ссылок на Интернет-ресурсы.
|
Регулятивные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
|
Практический. Определяется работа по группам. Первая группа – исследователи. Изучают творчество М.А. Булгакова по предложенной учителями критической литературе, по ссылкам Интернет-ресурсов и электронным учебникам. Для этой группы главное в этой работе - подобрать примеры из критической литературы, указывающей на художественные и музыкальные параллели.
Вторая группа – литераторы. Задание этой группы заключается в подборе отрывков их художественных текстов писателя, содержащих литературные реминисценции, упоминание имен композиторов, музыкальных инструментов и произведений.
Далее собранный материал нужно отсканировать, сформатировать и скомпоновать, представить в виде сообщения, оформив его в текстовом редакторе WORD.
Третья группа – искусствоведы. Учащиеся группы должны сделать подборку иллюстративного материала жизни и творчества Булгакова, композиторов, произведения которых упоминаются в книгах писателя. Наиболее сложным является подборка музыкального материала, передача, обработка информации и использование навыков работы с программным обеспечением компьютера.
Результатом работы на данном этапе должно стать реферативное изложение материала и создание презентации.
Роль учителей заключается в проведении консультаций и в осуществлении контроля.
Деятельность ученика (литература)
|
Деятельность ученика (информатика)
|
Метапредметные результаты, УУД
|
Сбор и обработка данных.
Интерпретация результатов.
Реферативное представление результатов.
|
- Передача, обработка, хранение информации. Использование навыков работы с программным обеспечением компьютера.
- Соблюдение структуры и технических требований к оформлению реферата.
-
|
Познавательные УУД: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.
|
Аналитический. Учителя осуществляют подготовку и организацию круглого стола с целью рефлексии, анализа достигнутых результатов.
Учащиеся проводят сравнение планируемых и реальных результатов: анализируется художественное и техническое оформление проекта.
Деятельность ученика (литература)
|
Деятельность ученика (информатика)
|
Метапредметные результаты, УУД
|
Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы
|
Мультимедийное оформление, редактирование и форматирование документов.
|
Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
Познавательные УУД: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
|
Контрольно-коррекционный. В ходе индивидуальных бесед и групповых консультаций происходит рефлексия, осуществляется поиск способов коррекции ошибок.
Деятельность ученика (литература)
|
Деятельность ученика (информатика)
|
Метапредметные результаты, УУД
|
Поиск способов коррекции ошибок.
|
Коррекционная работа с информацией на компьютере, создание презентации.
|
Регулятивные УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
|
Заключительный. Организация защиты проекта.
Деятельность ученика (литература)
|
Деятельность ученика (информатика)
|
Метапредметные результаты, УУД
|
Защита презентаций, выступления с рефератами, написание сочинения.
|
Защита презентации.
|
Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
|
Мы можем с уверенностью сказать, что не существует сколько-нибудь достоверных тестов на проверку уровня разных способности учащихся, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. Опыт показывает, что занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся следующему:
- самостоятельно размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки;
- делать обоснованные выводы;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Итак, организация проектной деятельности на уроках литературы и информатики способствует развитию и формированию многих метапредметных универсальных предметных действий.
- Веденеева Т. Е., Воинова М. И. Организационная форма презентации результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся. – «Дидакт», 2003, № 6. – с. 53-58.
- Востокова Е. В. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения. – «Интеграция образования», 2004, № 2. – с. 77-86.
- Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений. М.: Центр "Школьная книга", 2006
|